Мохов Юрий Васильевич - руководитель СКБ НГТУ. Написать письмо



  • Основной идеей студенческого конструкторского бюро, как уже сказано на предыдущей странице, было создание планера. А так как некоторые члены КБ имели опыт постройки лёгких двигателей, то в перспективе планер хотелось оснастить такими двигателями.
    Почему именно планер, и какой конструкции?

  • Факультет летательных аппаратов подготавливающий авиационных инженеров пришёл в парадоксальное состояние: утратилась живая связь с небом. Выпускаются инженеры, защищающие сложные проекты по конструкции и производству летательных аппаратов, но при этом лишь малое число остаётся работать в областях, связанных с авиацией.

  • Из тех же, кто остался, не все стремятся сами подняться в воздух, управляя воздушным судном, считая это уделом профессиональных пилотов. Ещё меньшее количество людей хочет иметь свой самолёт, думая, что его изготовление, содержание и эксплуатация непозволительная роскошь. Проектирование самолёта представляется многим тоже делом очень сложным, за которое и браться то не стоит. Вот и задумали мы сделать конструкцию, которую студенты, начиная с первого курса, могли бы просчитать, применяя простые методы сопротивления материалов, а затем изготовить и облетать.

  • Из этой идеи автоматически следовало, что никаких аэродинамических новшеств и оригинальных компоновок не будет. Фактически мы собираемся повторить знаменитый БРО-15, но, используя, имеющиеся в распоряжении материалы, которые нам предоставил Чкаловский завод. Так что творческая работа в основном идёт в направлении снижения веса и отработки новых технологий сборки деталей конструкции.

  • Основные характеристики планера:

    Подкосный моноплан с верхним расположением крыла (Рис.1)

    Площадь крыла: 11 м.кв.

    Взлётный вес: 200 –220 кг

    Вес пустого планера: 120 кг

    Размах крыла: 10 м

    Длина: 5 м

    Взлётная скорость: 55 км/ч

    Крейсерская скорость: 80 км/ч

    Расчётные перегрузки: +5 -3

    Коэффициент запаса прочности: 2

    3D-моделирование.Юниграфикс
    3D-моделирование.Юниграфикс
  • Фюзеляж и балку хвостового оперения решили делать ферменную из дюралевых труб с шарнирным сочленением. Подсчёт прочности такой конструкции можно легко разбить на отдельные задачи, которые точно решаются методами сопромата.

  • Возник вопрос:как трубы стыковать в узлах. Были опробованы разные решения, и в результате пришли к выводу, что нужно делать стальные наконечники, это резко упрощало технологию изготовления и стоимость самих наконечников.

  • Очень важно, что элементы наконечников могли изготавливаться самими студентами, и при браке их можно было, не переживая, выбросить и сделать новые. Сварка элементов выполнялась аргонно-дуговой сваркой. Стыковка с дюралевыми трубами производилась на эпоксидный клей и на заклёпки. Такая технология позволила избежать прямого соприкосновения стали и дюралюминия и, как следствие, гальванической коррозии. Второе преимущество - это ступенчатое разрушение узла соединения, которое было проверено на разрывной машине. Сначала разрушается клей, и затем уже с дальнейшим ростом усилия и значительными деформациями разрушаются заклёпки. Технологические решения для изготовления крыла ещё обсуждаются. От них будут зависеть и методы расчёта. (Продолжение следует.)


    Все только начинается.



  • ПЕЛАГЕЯ